СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Отдел комплексных проблем гигиены детей и подростков

Краткая справка о коллективе

Отдел был организован в 1959 году. В разные годы руководителями отдела были М.А. Шарова, В.С. Залевский, В.В. Стан, Г.М. Сапожникова.

С 2001 по 2016 год отделом руководила д.м.н., профессор Наталья Александровна Скоблина.

Отдел осуществлял научно-методическое, организационное и координационное руководство научными исследованиями, проводимыми в различных научных учреждениях СССР по проблеме «Гигиена детей и подростков».

Отделом выполнялась организационная работа по проведению научных конференций, симпозиумов и т.д. с последующим изданием материалов.

Совместно с научной библиотекой Института и отделом научной медицинской информации проводилась работа по обеспечению научных работников и других специалистов информацией о достижениях медицинской науки и техники.

В числе научных сотрудников отдела: к.м.н., в.н.с. Нина Андреевна Бесстрашная, д.м.н., с.н.с. Наталия Андреевна Бокарева, к.м.н., к.п.н. Елена Петровна Ильчинская.

Сотрудники отдела регулярно повышают свою квалификацию. В отделе так же работают высоко квалифицированные сотрудники: переводчик, редакторы и лаборанты.

Направления научных исследований и практическая деятельность

Сегодня основными научными направлениями отдела являются:

  • Организация внешних связей Института с научными учреждениями Российской Федерации и зарубежья, работающими по проблеме «Гигиена и охрана здоровья детей и подростков», создана персонифицированная база данных, ведется рассылка информационных материалов;
  • Организация внешних связей с Европейским союзом школьной и университетской медицины и здоровья (EUSUHM);
  • Координация работы Общероссийской общественной организации «Российское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» (РОШУМЗ);
  • Подготовка научных конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров-совещаний и др.;
  • Подготовка к изданию научной печатной продукции Института, буклетов для школьников, педагогов, родителей;
  • Организация поездок сотрудников Института за рубеж для участия в международных конгрессах, конференциях и др., подготовка статей, докладов на иностранном языке, прием иностранных делегаций;
  • Поддержание Веб-сайта Института, Веб-саита РОШУМЗ;
  • Методическая, консультативная и практическая помощь научным учреждениям, учреждениям практического здравоохранения, министерствам и ведомствам по вопросам гигиены и охраны здоровья детского населения;
  • Информационно-патентная проработка планируемых научно-исследовательских работ по проблеме «Гигиена и охрана здоровья детей и подростков»;
  • В состав отдела входит научная библиотека. Осуществляется информационное обеспечение сотрудников Института по проблеме «Гигиена и охрана здоровья детей и подростков», ведется подписка по 20 наименованиям.

В отделе с 2003 года выполнялась НИР «Динамика физического развития современных школьников с 1 по 11 класс (лонгитудинальные наблюдения)».

В состав отдела входит лаборатория проблем физического развития, психофизиологического развития, психогигиены и здоровья обучающихся.

Направление — психофизиологическое развитие и психогигиена.

Краткая справка о коллективе

Лаборатория создана в 1967 году, как лаборатория «Патофизиологии высшей нервной деятельности детей и подростков». В 1979 году, в связи с реорганизацией Института, была преобразована в отдел «Изучения закономерностей формирования личности». С 1967 до 1985 года лабораторией и отделом руководил Дмитрий Николаевич Крылов.

В 1985 году отдел был преобразован в отдел «Возрастной психофизиологии и психогигиены» под руководством к.м.н. Хамагановой Татьяны Георгиевны.

В отделе работали сотрудники с медицинским и биологическим образованием, психиатры, педиатры, физиологи. Это – Айропетянц В.С., Гончарова Г.А., Кантонистова Н.С., Крылов Д.Н., Кулакова Т.П., Хамаганова Т.Г., а также психологи Александровская Э.М., Даниленко О.В., Морозова Н.А. и др.

В течение многих лет отдел традиционно занимался изучением фундаментальной проблемы возрастного развития нервно-психической сферы детей и подростков, а также вопросами их психологической адаптации в онтогенезе от 3 до 18 лет. На разных этапах научной деятельности института эта проблема расширялась и переходила на новые методологические уровни исследования.
В 2002 г. на базе отдела создана лаборатория «Психофизиологии и психогигиены» под руководством к.б.н. Надеждина Дмитрия Серафимовича.

В настоящее время работают: ведущий научный сотрудник, к.м.н. Вятлева Ольга Алексеевна, старший научный сотрудник, к.м.н. Гончарова Галина Альбертовна, старший научный сотрудник, к.б.н Сахаров Валерий Гаврилович, научный сотрудник Квасов Геннадий Иванович, лаборант-исследователь Гринина Мария Александровна.

Направления научных исследований и практическая деятельность

В настоящее время лаборатория проводит лонгитюдинальные научные исследования закономерностей становления и развития психофизиологических функций, личностных и психосоциальных характеристик детей и подростков 7-18 лет.

Второе направление, имеющее прикладной характер, состоит в разработке научных психофизиологических основ профориентации школьников, в научном обосновании критериев оценки профессиональной пригодности подростков, что имеет большое значение в связи с развитием и внедрением концепции профильного обучения.

Большое внимание уделяется разработке специальных научных технологий массового многопараметрического исследования состояния и развития нервно-психической сферы детей и подростков. Это – «Аппаратно-компьютерная» и «Функционально-компьютерная технология» психофизиологического обследования, а также «Бланково-компьютерная технология» для психологического, психосоциального и психогигиенического опроса школьников, их учителей и родителей.

Лонгитюдинальные исследования, осуществляемые лабораторией, имеют фундаментальное значение для проблемы возрастного развития нервно-психической сферы детей и подростков. В ряде школ г. Москвы организованы ежегодные психофизиологические обследования школьников.

Получена возрастная динамика развития когнитивных функций и психомоторики детей и подростков. Выявлен характер взаимодействия успешности учебной деятельности школьников с развитием психических функций, с функциональной лабильностью зрительного анализатора, с психосоциальным статусом.

Перспективы

На основе психоневрологического и психофизиологического обследования одних и тех же учащихся совместно с неврологическим отделением НИИ педиатрии установлен характер активного взаимодействия донозологических нарушений нервной системы школьников с ухудшением состояния когнитивных функций.

Установлен характер развития высших психических функций и психосоциального статуса учащихся младших классов в зависимости от возраста поступления в 1 класс.

Создана база данных и разработаны половозрастные нормативы когнитивных функций, психомоторики, функциональной лабильности зрительного анализатора, на основе которых осуществляется формирование индивидуальных и групповых заключений.

В настоящее время направление возглавляет
к.б.н. Дмитрий Серафимович Надеждин

Направление — здоровье обучающихся.

Направления научных исследований и практическая деятельность

За годы работы сотрудниками отдела изучения состояния здоровья подростков (с клиникой) проводились исследования по выявлению особенностей течения заболеваний у подростков. Особое внимание уделялось изучению клинического течения заболеваний и функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы у подростков, особенностям развития язвенной болезни в подростковом возрасте, нейро-эндокринным и вегетативным нарушениям, характерным для подросткового периода онтогенеза. Исследовалась возрастная динамика функциональных показателей сердечно-сосудистой системы под влиянием ряда факторов внешней и внутренней среды. Разрабатывались критерии выявления преморбидных состояний, диагностики ранних признаков формирования и развития патологических процессов. Многие годы изучались особенности симпатоадреналовой и холинергической систем детей и подростков в зависимости от физического развития, полового созревания, состояния здоровья. Углубленно изучались факторы риска формирования функциональных отклонений и заболеваний в подростковом возрасте, разрабатывались меры первичной и вторичной профилактики нарушений здоровья.

Перспективы

В настоящее время основным направлением деятельности лаборатории является изучение на основе массовых медицинских осмотров динамики показателей состояния здоровья детей и подростков, особенностей процессов роста и развития подрастающего поколения на современном этапе. Изучаются такие факторы риска развития нарушений здоровья, как повышенная учебная нагрузка, нарушения питания, гиподинамия, социальные и психологические факторы, профессионально-производственные факторы при профессиональном обучении.

В настоящее время направление возглавляет
к.м.н. Ирина Валентиновна Звездина