СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Лаборатория новых технологий в гигиене детей и подростков

no images were found

Краткая справка о коллективе

Лаборатория организована в августе 2000 года. Научная деятельность направлена на раз-работку теоретических и методологических основ изучения закономерностей роста и развития детей, компьютерных технологий оценки функционального состояния организма детей в разных условиях их жизнедеятельности, системного мониторинга здоровья детей дошкольного и школьного возраста, инновационных профилактических и оздоровительных технологий для реализации в образовательных учреждениях.

Направления научных исследований и практическая деятельность

Научные исследования проводятся по следующим направлениям:

  • оценка функционального состояния организма дошкольников и школьников в процессе гигиенического исследования влияния условий обучения и воспитания на их развитие и здоровье на основе математического моделирования и анализа нелинейных динамических процессов;
  • гигиеническое обоснование использования аппаратно-программных комплексов для ранней диагностики нарушений осанки, деформаций позвоночника и стоп у обучающихся при проведении массовых профилактических осмотров;
  • разработка научных основ формирования профилактического пространства современной школы, в том числе реализующей программы инклюзивного образования, на основе сетевого взаимодействия и его ресурсного обеспечения;
  • научное обоснование методических подходов к гигиенической оценке конструкции новых видов ученической мебели и детской обуви на основе комплексных физиологических и биомеханических исследований состояния позвоночника и стоп у детей;
  • гигиеническая оптимизация физического воспитания детей и подростков и научно-методическое обоснование медицинского контроля за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья;
  • разработка методологических и научно-методических основ применения аппаратно-программных комплексов в системе мониторинга здоровья воспитанников и обучающихся;
  •  разработка теоретических и научно-методических подходов к созданию и использованию в детских образовательных учреждениях новых технологий коррекции нарушений здоровья учащихся на основе принципов функционального биоуправления (БОС-технологии).

Разрабатываемые в лаборатории новые технологии базируются на теоретических и методологических основах изучения закономерностей роста, развития и формирования здоровья детей.

Приоритетное направление занимают исследования по биомеханике стопы и гигиенической оценке конструкции современной детской обуви, для проведения которых используются современные диагностические и исследовательские компьютерные технологии — компьютерная подобарография, компьютерная стабилография, компьютерно-оптическая топография.

В лаборатории разработан и апробирован метод динамической подобарографии, основанный на сравнительном анализе изменения площади плантарной поверхности стоп без обуви и в обуви в условиях выполнения функционального теста с дозированной физической нагрузкой. Использование данного метода позволяет оценить влияние обуви на функциональное состояние стоп и проводить на этой основе гигиеническую оценку конструкции обуви.

Предложен новый стабилографический критерий оценки влияния обуви разной конструкции на показатели устойчивости вертикальной позы у детей — показатель кинематического действия, который позволяет с большей достоверностью выявлять влияние особенностей конструкции обуви на функциональное состояние стоп.
Разработан и обоснован алгоритм гигиенической оценки конструкции детской обуви, использование которого дает возможность установить степень безопасности конструкции со-временной детской обуви.

Большой научный интерес представляют биомеханические исследования стопы, направленные на выявление особенностей влияния состояния стопы на устойчивость вертикальной позы. Установлено, что устойчивость вертикальной позы зависит от степени нарушения высоты свода стопы.

Важным направлением научной деятельности лаборатории является гигиеническая и эргономическая оценка новых видов ученической мебели (ученическая конторка, учебный комплект с сиденьем «пресс-папье», ортопедическая парта, накладное балансировочное сиденье, стул «refunction», функциональное кресло и др.), а также обоснование условий к использованию в детском саду и школе с учетом принципа вариативности предметной среды.

Лаборатория разрабатывает требования к профилактической ученической мебели, конструкция которой способствует профилактике гипокинезии, предупреждению нарушений костно-мышечной системы учащихся и обеспечивает сохранение их работоспособности в течение учебного дня. В последние годы разрабатывается концепция «Подвижный класс», основной идеей которого является создание таких условий использования новых видов ученической мебели, которые обеспечивают свободный режим учебной деятельности с чередованием и сменой разных вариантов организации ученического рабочего места. На основании функционального анализа конструкции разных видов мебели разработана классификация ученической мебели. Разработана методика оценки и контроля соответствия организации ученического рабочего места гигиеническим требованиям для характеристики санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений при проведении производственного контроля в системе социально-гигиенического мониторинга.

Разработаны методические рекомендации «Гигиенические требования к использованию ученической мебели в начальной школе».

Совместные научные исследования с НИИ антропологии МГУ позволили установить изменения антропометрических показателей детей младшего школьного возраста, являющихся основой для обоснования функциональных показателей ученической мебели. Подтверждена гипотеза об изменении пропорций тела современных детей, характеризующихся увеличением продольных размеров нижних конечностей. Это дало основание для установления в качестве критерия подбора ученической мебели высоты подколенной ямки, а не длины тела, которое используется в настоящее время. Эти же исследования позволили обосновать функциональные размеры ученических конторок.

В лаборатории ведутся также научные исследования по разработке и обоснованию новых технологий профилактики и оздоровления детей средствами физической культуры на основе гигиенического обоснования оптимальных двигательных режимов. Разработаны и научно обоснованы гигиенические рекомендации по оптимизации двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня.

Показано, что важным критерием оценки эффективности двигательных режимов в школе является темп прироста функциональных показателей в динамике учебного года. Установлено, что с возрастом функциональные возможности детей повышаются в соответствии с возрастными особенностями роста и развития. Однако изменения функциональных показателей детей носят нелинейный характер, темпы прироста показателей с каждым годом уменьшаются неравномерно. При этом степень изменения показателей зависит от особенностей организации двигательной активности детей в школе. Наибольшая эффективность двигательных режимов отмечается в школах, в которых проводится весь комплекс разработанных гигиенических рекомендаций.

В процессе реализации научного направления, связанного с мониторингом здоровья детей и подростков, получены новые данные о распространенности нарушений осанки и деформаций позвоночника у подростков в зависимости от влияния экологических факторов (территории с радионуклидным загрязнением), факторов урбанизации (малые и средние города и мегаполис), видов образовательных учреждений (физико-техническая школа, технический лицей, общеобразовательная школа). Определена распространенность и структура нарушений осанки, деформаций позвоночника и стоп у дошкольников.

Совместно с Новосибирским НИИ травматологии и ортопедии обоснованы компьютерно-оптические критерии ранней диагностики деформаций позвоночника и нарушений осанки, адаптированные для массовых скрининг-обследований детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях.
Разработаны методические рекомендации «Гигиенические требования к организации обучения и воспитания старших дошкольников компенсирующих ортопедических групп».

В лаборатории проводятся научные исследования по внедрению методов математического моделирования и анализа нелинейных динамических процессов для оценки и мониторинга показателей функционального состояния организма дошкольников и школьников на основе параметров сердечного ритма. В этом на¬правлении лаборатория сотрудничает с МЭИ (технический университет), Новосибирским институтом молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.

Для повышения эффективности профилактических и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях ведутся экспериментальные исследования по использованию современных БОС-технологий . Разработана методика функционального биоуправления с внешней биологической обратной связью по постурограмме для профилактики и коррекции нарушений осанки у дошкольников и младших школьников. Проводятся исследования по гигиеническому обоснованию применения функционального биоуправления по сердечному ритму с целью повышения функциональных резервов организма, профилактике стрессиндуцированных состояний и повышению стрессоустойчивости дошкольников и младших школьников в условиях образовательных учреждений (совместно с Новосибирским институтом молекулярной биологии и биофизики СО РАМН.

Приоритет научных разработок лаборатории защищен 8 патентами.

Перспективы

В настоящее время в лаборатории проводятся научные исследования по гигиеническому обоснованию дифференцированных двигательных режимов для обучающихся с разным уровнем функциональных возможностей организма и отклонениями в состоянии здоровья с целью разработки эффективных физкультурно-оздоровительных технологий.

В лаборатории ведутся многолетние систематические научные исследования по созданию модели образовательного учреждения «Школа здоровья» совместно с Южным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы на базе ГОУ Центр образования «Школа здоровья № 1998 «Лукоморье».
Разработаны и апробированы инновационные проекты по интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс

Совместно с лабораториями Института создана и апробирована комплексная методика мониторинга условий образовательной среды и здоровья детей в детском саду. Разработаны стандартизованные протоколы исследований для проведения мониторинга. Постоянно действуют обучающие семинары по использованию данной методики в детских садах.

Разрабатывается модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений со «Школой здоровья», являющейся ресурсным центром и осуществляющей координацию исследований по сетевым проектам, посвященным решению актуальных задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе, в условиях инклюзивного образования.

Лаборатория является основным организатором проведения научно-практических конференций с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» (I и II конференции проведены в 2002 г. и 2008 г.; III конференция планируется в декабре 2014 г.).

В лаборатории подготовлено 5 кандидатских диссертаций.

Лаборатория осуществляет координацию научных исследований по инновационному проекту Департамента образования города Москвы «Апробация и внедрение мониторинга здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы» (2012-2014 гг).

Лаборатория проводит исследования в тесном сотрудничестве с другими подразделениями Института и Научного центра здоровья детей РАМН, а также с Московским энергетическим институтом (техническим университетом), НИИ антропологии и музеем МГУ, Новосибирским НИИ травматологии и ортопедии МЗ РФ, Новосибирским НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН, Пермским педагогическим университетом, ОАО «ТВЕС», ООО «РОССИНН и другими научными и учебными государственными и негосударственными учреждениями.

В настоящее время лабораторией руководит
д.м.н., профессор Петр Иванович Храмцов