СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Лаборатория научных основ школ здоровья

Краткая справка о коллективе

Лаборатория была организована 1 декабря 2009 г. Коллектив лаборатории, работающий сегодня: д.м.н., профессор Рапопорт Ирина Калмановна, в.н.с., д.м.н. Чубаровский Владимир Владимирович, с.н.с., к.м.н. Соколова Светлана Борисовна, м.н.с. Данова Анастасия Владимировна.

Направления научных исследований и практическая деятельность

В настоящее время в связи с продолжающимся ростом заболеваемости детей и подростков возникла настоятельная необходимость усиления профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Такая работа проводится в школах, содействующих укреплению здоровья обучающихся, и в школах здоровья, численность которых в России превышает 13 тысяч. Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода получения детьми общего образования эффективно осуществлять массовые профилактические и оздоровительные программы, что требует современного методического обеспечения. С целью разработки научно-методических основ укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях создана данная лаборатория.

Лаборатория сформирована в результате разделения лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков на 2 лаборатории: лабораторию комплексной оценки состояния здоровья детей организованных коллективов (зав. лабораторией — к.м.н. И.В.Звездина) и лабораторию научно-методических основ школ здоровья (зав. лабораторией – д.м.н., проф. И.К. Рапопорт). Вместе с тем сотрудники лаборатории научно-методических основ школ здоровья в определенной степени продолжают направления работы, начатые еще в предшествующей лаборатории. К числу таких направлений относится работа по разработке скрининг-методов оценки соматического и психического здоровья учащихся на доврачебном этапе профилактических осмотров, а также разработка методов оценки эффективности отдельных профилактических, оздоровительных и организационных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Традиционным направлением является работа по методическому обеспечению врачебного профессионального консультирования подростков в школах, составлению перечней медицинских противопоказаний к отдельным видам профессионального обучения. Так в 2012 году в лаборатории разработан «Перечень заболеваний, патологических состояний, функциональных расстройств, особенностей физического развития, препятствующих поступлению на обучение и обучению по программам среднего профессионального хореографического образования в области искусств» (авторы: Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, В.В. Чубаровский, П.И. Храмцов, Н.А. Пальчикова, Н.Н. Коршунова). Перечень утвержден Профильной комиссией по гигиене детей и подростков МЗ РФ 9 апреля 2012г.

Для расширения профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях и повышения ее качества и эффективности лабораторией проводятся исследования с целью:

  • изучения состояния здоровья, основных тенденций и особенностей динамики его показателей у детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих различные модели и расширенные программы укрепления здоровья обучающихся – в школах, содействующих укреплению здоровья, (ШСУЗ) и в школах здоровья;
  • изучения особенностей формирования психического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих расширенные программы укрепления здоровья обучающихся;
  • научного обоснования необходимых условий и организации профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях различного типа и вида;
  • научного обоснования и разработки проектов нормативных и методических документов, регулирующих взаимодействие органов управления и структур здравоохранения и образования в сфере укрепления здоровья обучающихся в ШСУЗ и школах здоровья;
  • научного обоснования и апробации методов мониторинга здоровья обучающихся в ШСУЗ и школах здоровья, расположенных в разных регионах России;
  • разработки критериев и алгоритмов оценки эффективности здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности образовательных учреждений, реализующих расширенные программы укрепления здоровья обучающихся, формирования культуры здоровья.

Лаборатория взаимодействует с Европейской сетью школ здоровья (SHE), по сути, являясь национальным центром поддержки Российской сети школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся.

Выполнение научно-исследовательских работ проводилось не только в московских школах, но и в сельских школах Вяземского района Смоленской области.

Перспективы

  • разработка теоретических и научно-методических основ профилактической и оздоровительной работы в школах, содействующих укреплению здоровья;
  • научное обоснование критериев и алгоритмов оценки эффективности массовых профилактических и оздоровительных программ;
  • планируется подготовка докторской диссертации С.Б .Соколовой.

В настоящее время лабораторией руководит
д.м.н., профессор Ирина Калмановна Рапопорт