СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Лаборатория гигиены обучения и воспитания детей и подростков

Краткая справка о коллективе

В настоящее время в лаборатории 10 сотрудников. Это главный научный сотрудник – д.м.н. Поленова Марина Альбертовна (ученый секретарь Научного совета по гигиене детей и подростков), в.н.с. — к.м.н. Сазанюк Зинаида Ивановна и к.м.н. Воронова Берта Зельмановна (председатель профкома Института), к.м.н. Александрова Ирина Эрнстовна, к.м.н. Лапонова Евгения Дмитриевна, в должности старших научных сотрудников – к.м.н. Березина Надежда Олеговна, к.м.н. Лашнева Ирина Павловна, к.м.н. Шумкова Татьяна Владимировна, в должности научного сотрудника – Лапонов Леонид Анатольевич.
Лаборатория гигиены обучения и воспитания – ведущее подразделение Института была организована с момента создания Института гигиены детей и подростков. Ее создание определялось актуальной научной и социально значимой задачей – обеспечить благоприятные условия для гармоничного развития детей и подростков в процессе обучения и воспитания в образовательных и оздоровительных учреждениях.
Руководили отделом (ныне лабораторией): к.м.н. Розалия Григорьевна Сапожникова (1960-1976); д.м.н., профессор Елена Константиновна Глушкова (1976-1994). Значительный вклад в разработку проблем гигиены обучения и воспитания внесли д.м.н. профессор С.М.Громбах, д.б.н. профессор П.И.Гуменер, д.м.н., профессор Куинджи Н.Н., к.м.н. Н.М.Попова, к.м.н. Ц.Л.Усищева, к.м.н. Г.М.Сапожникова, к.м.н. В.М.Зубкова, к.м.н. Т.Н.Сорокина, к.м.н. Г.Н. Каминская, д.м.н. Н.Б. Мирская и мн.др. В лаборатории впервые в нашей стране была создана уникальная научная школа по изучению влияния различных факторов образовательной среды на функциональное состояние и здоровье детей, их гигиенической регламентации, по обоснованию требований к процессу обучения и воспитания, способствующих укреплению здоровья.
В лаборатории разработана методология комплексной оценки функционального состояния детей и подростков в процессе различных видов деятельности в образовательных учреждениях. Результаты научных исследований не только пополняют научную копилку актуальной проблемы гигиены детства, но и служат основой подготовки федеральных нормативно-методических документов по оптимизации условий обучения, воспитания и оздоровления детей и подростков. На протяжении всех прошедших лет в лаборатории выполнено и защищено 4 докторских и 36 кандидатских диссертаций.

Направления научных исследований и практическая деятельность

Научную тематику лаборатории отличает не только актуальность, но и многоаспектность. Среди наиболее значимых результатов исследований:

  • установлены закономерности дневной и недельной динамики умственной работоспособности, а также особенности адаптации к обучению школьников разного возраста и пола;
  • определены регламенты образовательной нагрузки для детей дошкольного и школьного возраста;
  • научно обоснованы гигиенические принципы, методические подходы к организации физического воспитания и разработана комплексная реабилитационная система физических движений для детей логопедических групп;
  • обоснованы критерии функциональной готовности детей к началу систематического обучения в школе;
  • определены регламенты безопасного использования технических средств обучения в процессе обучения и отдыха детей и подростков, параметры шрифтового оформления учебных и книжных изданий,
  • изучены физиологические особенности различных способов письма и обоснована гигиеническая целесообразность обучения детей прямому способу письма;
  • определены особенности биоритмальной активности и их совмещение с социальной деятельностью (учебной и внеучебной) детей и подростков, проживающих в различных климатических регионах, обоснована гигиеническая целесообразность такого совмещения;
  • установлена зависимость функционального состояния и степени утомления учащихся от характера используемых образовательных технологий и режимов обучения, определены характеристики педагогических инноваций, позволяющие относить их к числу здоровьесберегающих, разработан методический инструментарий для проведения экспертизы образовательных технологий;
  • установлены закономерности влияния различных видов трудовой деятельности на организм детей и подростков, обоснованы допустимые виды трудовой деятельности и ее регламенты для детей и подростков разного возраста;
  • выявлены различия в реакциях на учебную нагрузку у детей разного пола, учет которых в ходе реализации учебного процесса обеспечит личностно-ориентированное обучение;
  • определены наиболее перспективные, с точки зрения охраны здоровья подростков, модели организации профильного обучения старшеклассников;
  • обоснованы гигиенические требования к функционированию общеобразовательных учреждений нового типа – школ полного дня;
  • разработаны гигиенические требований к условиям реализации федеральных государственных общеобразовательных стандартов второго поколения;
  • дана оценка адекватности различных инновационных программ и технологий обучения функциональным возможностям учащихся.

Основные научные направления работы лаборатории связаны:

  • с гигиеническим обоснованием безопасных регламентов использования новых электронных средств обучения (ноутбук, интерактивная доска и др.)
  • с гигиенической оценкой поло-личностной индивидуализации обучения в школе подростков среднего школьного возраста;
  • с научным обоснованием путей гигиенической оптимизации обучения в средней школе;
  • с совершенствованием методологии управления санитарно-эпидемиологическим благополучием в образовательных учреждениях для детей.

На протяжении многих лет в лаборатории продолжается научно-практическая работа по гигиенической экспертизе новых педагогических технологий, режимов и методов обучения детей, которая выполняется по заказу образовательных учреждений.

Важным направлением работы лаборатории является разработка нормативно-методических документов федерального уровня по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков (санитарные правила, методические указания, пособия рекомендации) в условиях образовательных и оздоровительных учреждений, которая выполняется по заданию Роспотребнадзора.

Сотрудники лаборатории выполняют большую работу по экспертизе проектов нормативных документов в области здравоохранения и образования, консультированию сотрудников образовательных учреждений, ведут большую лекционную работу по повышению квалификации медицинских работников и педагогов.

Перспективы

В качестве перспективных научных направлений работы лаборатории можно указать следующие:

  • разработка регламентов безопасного использования информационно-компьютерных и интерактивных технологий обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (ранжирование комплекса, оказывающих негативное влияние на здоровье пользователя новых электронных средств обучения, дистанционного обучения в том числе — и для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обоснование норм и стандартов проектирования, размещения и строительства детских учреждений и сооружений (учебных, спортивных, оздоровительных) с учетом современных технологий обучения и оздоровления детей.

В настоящее время лабораторией руководит
д.м.н., профессор Марина Исааковна Степанова