СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Лаборатория научных основ мониторинга питания обучающихся

Краткая справка о коллективе

Лаборатория была организована в составе Института в 2000 году впервые. В настоящее время работают в лаборатории специалисты по питанию детей и подростков: н.с. — Летучая Т.А., н.с., к.м.н., — Плац-Колдобенко А.Н., лаб.-иссл. — Ярлушкин Д.Ш. (гигиенисты, педиатры, диетологи).

Направления исследований и практическая деятельность в настоящее время:

  • Изучение и научное обоснование структуры питания детского населения; изучение фактического питания детей;
  • Изучение распространённости алиментарных дефицитов среди детского населения и научное обоснование оптимизации питания, последующей оценкой его эффективности;
  • Научное обоснование применения витаминных препаратов, белково-витаминно-минеральных комплексов, биологически активных добавок к пище с целью повышения неспецифической резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • Разработка научных и методических основ новых форм организации питания детей в организованных коллективах;
  • Разработка образовательных программ по формированию навыков и принципов здорового питания;
  • Гигиеническое обоснование и медико-биологическая оценка возможности использования в питании школьников обогащенных продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, БАД с целью изучения влияния их на развитие и здоровье детей и подростков;
  • Проведение санэпидэкспертизы технической и нормативной документации на продукты детского питания
  • Подготовка обобщающих документов, разработка рекомендательных;
    профилактических программ по обеспечению санэпидблагополучия детей и подростков.

В лаборатории проводятся клинико-нутрициологические исследования пищевых продуктов питания для детей и подростков с целью оценки состава, пищевой и биологической ценности продукта, его переносимости, влияния на рост и развитие, умственную и физическую работоспособность, функциональное состояние органов и систем. Исследования необходимы для гигиенической оценки продуктов, содержащих белковые обогатители, ферментные препараты, биологически-активные добавки, живые культуры микроорганизмов и др., а также для анализа эффективности новых продуктов, которые ранее не использовались в питании детей и подростков, продуктов с измененным составом и продуктов-заменителей традиционных (производимых по нетрадиционной технологии или рецептуре, с использованием нетрадиционного сырья).

При медико-биологической оценке новых видов пищевых продуктов , обогащенных теми или иными микронутриентами проводятся нутрициологические исследования, подтверждающие, как их безопасность, так и усвояемость и способность улучшать обеспеченность организма витаминами и минеральными веществами, введенными в состав обогащенного продукта, и связанные с этими веществами показатели здоровья.

С этой целью сотрудниками лаборатории впервые разработана и внедрена методика проведения клинико-нутрициологичекой апробации пищевых продуктов на предмет медико-биологической оценки возможности их использования в питании детей и подростков в организованных коллективах.
Кроме того, разработаны и научно обоснованы критерии оценки эффективности проводимой коррекции питания, с использованием обогащенных пищевых продуктов, при алиментарно-зависимых заболеваниях для оздоровления, в том числе часто болеющих детей и подростков (включающих комплекс показателей — клинических, иммунологических, серологических, цитологических и показателей витаминной обеспеченности).

Так, например, метод определения цитологического статуса слизистых оболочек носа и рта может быть использован как неинвазивный метод, позволяющий оценить эффективность используемых продуктов в питании детей при популяционных и индивидуальных исследованиях, а также выявить группы риска по развитию алиментарно-зависимых состояний на раннем (донозологическом) этапе диагностики.

Разработаная концепция программы «Школьное здоровое питание», легла в основу реализации проекта по школьному питанию с 2008 год в рамках Федеральной целевой программы развития образования на последующие 2012-2014 годы, которая успешно реализуется в ряде регионов по настоящее время.
В 2012 г разработан Проект программы «Фрукты и овощи в каждой школе» на 2012-2015 годы, целью которой является широкое информирование детей и их родителей о роли овощей и фруктов в питании и укреплении здоровья, формирование потребности в ежедневном употреблении овощей и фруктов; увеличение доли фруктов и овощей в рационе питания обучающихся для удовлетворения их потребностей и развитие навыков здорового питания.

Программа одобрена на Бюро Научного совета Российской академии медицинских наук по медицинским проблемам питания, Пленумом Научного совета Российской академии медицинских наук по гигиене и охране здоровья детей и подростков, Президиумом Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья.

Дальнейшее продвижение и принятие на федеральном уровне Программы будет способствовать работе в деле охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения России. Программу могут реализовывать и субъекты Российской Федерации, а также возможно подключение (спонсорство) крупных сельхозпроизводителей.

Научные наработки лаборатории отражены в разработанных документах для практического здравоохранения – методических рекомендациях, пособиях для врачей, руководствах, СанПиН. По результатам исследований опубликовано более 200 научных работ; выступлений с докладами на научно-практических конференциях, конгрессах, семинарах, круглых столах, экспертных Советах – 87, защищены 4 кандидатские диссертации.

В настоящее время лабораторией руководит
д.м.н., профессор Жанетта Юрьевна Горелова