СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Об институте

В 2014 году исполнится 55 лет со дня организации Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, созданного специальным Постановлением Совета Министров СССР в 1959 г. в составе АМН СССР. С 1965 г. Институт работал в системе Минздрава СССР, а в 1996 г. вновь был передан РАМН.

21 января 1998 г. постановлением Президиума РАМН образовано государственное научно-клиническое учреждение Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук, в которое вошел НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Вхождение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в Научный центр здоровья детей РАМН совместно с Институтом педиатрии не случайно. У гигиены детей и подростков много общего с педиатрией. И это, прежде всего, общая задача — воспитание здорового, гармонически развитого подрастающего поколения. Главное различие между ними состоит в том, что гигиена детей и подростков занимается массовыми контингентами, исследует групповое состояние здоровья и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно к большим коллективам детей, объединенных общими признаками (пол, возраст, состояние здоровья и т.д.).


Педиатрия же, как наука, имеет дело с отдельными детьми и педиатр ставит диагноз и назначает лечебные и оздоровительные процедуры каждому ребенку в зависимости от конкретных обстоятельств.

Для педиатра детский коллектив — сумма индивидуумов, для гигиенистов индивидуум — часть коллектива.

Для педиатра объект воздействия — ребенок с учетом внешней среды; для гигиениста объект воздействия — внешняя среда на основе учета реакции ребенка на эту среду.

Педиатрия стремится усовершенствовать организм ребенка, а гигиена — организовать и, если нужно, преобразовать среду, исходя из возрастных свойств и возможностей ребенка и подростка.

Институт — единственное научно-исследовательское учреждение такого профиля в Российской Федерации, является головным научным учреждением по гигиене и охране здоровья детей и подростков, на его базе организован и функционирует Научный совет по гигиене и охране здоровья детей и подростков РАМН по проблеме.

С 2000 г. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков по поручению Министерства здравоохранения РФ является Национальным Центром поддержки «Российской сети школ здоровья» (РСШЗ).


Становление Института и его развитие в течение более тридцати лет связано с именами академика РАМН Галины Николаевны Сердюковской и доктора медицинских наук, профессора Сергея Михайловича Громбаха, воспитавших и подготовивших научную школу ученых, работавших не только в г. Москве, но и во многих городах Советского Союза и России.

Директорами Института были академик РАМН Галина Николаевна Сердюковская, академик РАН и РАМН Александр Александрович Баранов, а в настоящее время Институт возглавляет член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владислав Ремирович Кучма.

На самом начальном этапе организации Института трудились замечательные учение и специалисты, внесшие большой вклад в разработку и развитие теоретических и прикладных проблем гигиены детства, профессора И.А.Арнольди, Л.Т.Антонова, И.Д.Карцев, Е.И.Кореневская, Ю.Д.Жилов, З.И.Коларова, А.Г.Сухарев, П.И.Гуменер, Р.Г.Сапожникова, В.Г. Властовский, Л.Ф.Бережков, Л.И.Абросимова.

Многие годы в Институте работали специалисты, создавшие научный фундамент для решения многих прикладных вопросов охраны здоровья детей и подростков: Е.К.Глушкова, В.А.Доскин, Р.А.Калюжная, О.В.Кайсина, И.И.Кондратьева, Д.Н.Крылов, Л.В.Михайлова, Ю.М.Пратусевич, Л.Г.Рогачевская, Е.С.Рысева, Г.В.Терентьева, Г.Л.Туровец, А.Н.Усольцев, Г.К.Ушаков, М.А.Шарова, Л.А.Щеплягина, И.Д.Дубинская, В.С.Залевский, А.С.Зутлер, А.Г.Ильин, Г.Н.Каминская, А.Н.Малахова, К.Э.Павлович, Г.М.Сапожникова, В.В.Стан, Л.М.Тихомирова, Ц.Л.Усищева, Т.Г.Хамаганова, Л.Г.Центерова, М.И.Чурьянова, Г.П.Юрко, К.Э.Павлович, Ю.А.Ямпольская, С.С.Молчанова, А.В.Куликова, Г.А.Шаршаткина  и др.


В Институте плодотворно трудились и трудятся профессора и доктора наук Л.М.Сухарева, Н.Н.Куинджи, И.К.Рапопорт, М.И.Степанова, П.И.Храмцов, В.В.Чубаровский, Е.И.Шубочкина, Ж.Ю.Горелова, Н.А.Скоблина, М.А.Поленова; кандидаты наук Н.К.Барсукова, Н.О.Березина, Н.А.Бесстрашная, Б.З.Воронова, Г.А.Гончарова, И.В.Звездина, И.П.Лашнева,  Д.С.Надеждин, З.И.Сазанюк, Л.М.Текшева и многие другие, прошедшие большой путь от аспирантов до ведущих ученых Института.

Целью создания Института явилось изучение влияния факторов среды жизнеобитания на состояние здоровья и дееспособность детей и подростков организованных коллективов и разработка на этой основе мероприятий, направленных на охрану, укрепление здоровья и благоприятное развитие растущего организма.


С учетом задач, поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением перед Институтом, была разработана концепция научных исследований, исходящая из своеобразия организма на каждом этапе его развития, и, в связи с этим, предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола и возраста ребенка, состояния его здоровья и уровня достигнутого развития.

Была разработана методология научных исследований: применение естественного гигиенического эксперимента в органическом сочетании с лабораторными исследованиями и методами санитарной статистики.

На основе выдвинутых концепции и методологии Институт осуществляет углубленные исследования по научному обоснованию гигиенических норм и регламентов, методов профилактики, совершенствования медицинской и психо-социальной помощи детям и подросткам, укрепления физического, соматического, психического и репродуктивного здоровья, обеспечивающих благоприятное развитие детей и подростков, снижение заболеваемости, инвалидизации.

С момента образования Института получили развитие следующие научные направления:

  • гигиена деятельности (учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, спортивная);
  • гигиена материальной окружающей среды (планировка, благоустройство, микроклимат, освещенность, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и режиму работы образовательных учреждений; оборудование, учебники, одежда, обувь, игрушки и др.);
  • гигиена питания;
  • закономерности морфо-функционального, психо-физиологического и психо-социального развития;
  • состояние здоровья детских коллективов.

Этим основным научным направлениям деятельности соответствует структура Института.